Ко входуЯков Кротов. Богочеловвеческая история

Яков Кротов

Живая вечность

БЛАГОДАТЬ

Почему благодать дается не всем? Почему Иисус ходит и спрашивает "веруешь ли", а не раздает веру? Воду в вино - пожалуйста, а неверующего в верующего жалко?

Рассказ о творении построен по принципу "было одно, стало два". Была цельная каша-малаша, стали вода и земля. Была серость, стали свет и тьма. Была одна плоть, стали мужчина и женщина. Единственное исключение: был прах - и  нему добавился дух. Стал человек. Не разделение, а добавление. Абсолютно неожиданный ход - как если бы скульптор отложил резец и взял в руки смычок. Образ, открывающий человеку правду не о Боге, а правду о человеке. Человек - вода, способная стать вином. Мрак, способный стать светом. Способность не "в ответном порядке", способность не отклика на манер колокола, а способность творца - породить, создать безо всякой причины то, чего нет. Богоподобие-с! Это способность Бога, ставшая способностью человека.

Человек - это обезьяна, способная выключаться из причинно-следственного порядка и включаться в порядок творческий, в порядок свободы. Аксиома! Определение!! Разумеется, это означает, что человек не должен рассчитывать на получение Бога - на получение благодати - в результате причинно-следственных отношений. Я попросил у Бога веры - Бог дал мне веру. Воду в вино превратить - это пожалуйста. А неверующего в верующего - не выйдет. В наших жилах Дух, а не водица, что бы ни утверждали Маяковский с Гарвеем.

Благодать по этому же определению - то, что дается, а не то, что истребуется, берется по праву или выклянчивается из милости. Так и человек  как Бог - дает любовь, милосердие, самого себя не потому, что "так надо", а потому что "просто так". И никаких объяснений, почему вдруг одному дал, другому нет, почему в одной ситуации дал, а в другой, точно такой же - нет, почему одному - в животе матери, а другому - в предсмертной агонии. От чиновника требуйте объяснений, а не от Бога и не от человека.

Одна подсказка, конечно, есть. Благодать дается тем, кто дает благодать или хотя бы не перекрыл в себе способность давать, не отрицает ее в себе. Дать благодать садисту, насильнику - что из этого выйдет? Очередная испанская инквизиция? Нет, инквизиция - не от благодати, а от царства кесаря, оно же и царство безблагодатности! Давал Бог благодать садистам, дает и будет, скорее всего, давать. И - ничего, часто выходит настоящее чудо! А иногда благодать дается такому милому человеку - и как вода в песок. Непонятно, непредсказуемо, невероятно. Но это та самая невероятность, которая обеспечивает свободу человека и человечность свободы.

* * *

Сеятель, который разбрасывает свои семена так, что всходит лишь малая их часть, с точки зрения современного хозяйствования, - плохой сеятель. Точечно надо работать! Пробросаешься!!!

Оправдана такая манера сеяния только в условиях неограниченных ресурсов. Бог - располагает ими. Поэтому Дух Божий звучит и в душах закоренелых злодеев, - в наших душонках, скажем прямо, к кому ещё мы посмеем отнести это пошлое выражение. Звучит как звон в ушах, как голос совести, как голос разума, - звучит бесплодно, тупиково, обречённо. Если бы мы были на месте Бога, мы были бы экономнее, мы бы поджидали, когда в душе другого приоткроется дверка.

Благодать "преизбыточествует", используя старинное слово. "Только лишнее необходимо" - верно словцо Уайльда. Бог необходим, потому что Он избыточен, неуместен, Он лишний в нашем мире подобно семени на гранитной скале.

Избыточности Бога должна быть симметрична избыточность человека. Один фантаст предложил такое решение проблемы контакта с инопланетянами. Ближайшие инопланетяне явно живут чрезвычайно далеко, сигнал будет идти десятки лет. Придет вопрос, земляне на него ответят, но ответ придёт, когда вопрос уже перестанет быть актуальным. И вдруг инженер, глядя, как разговаривает по телефону с подругой его мать, придумал: надо непрерывно посылать информацию в далёкую галактику. Любую. В любом порядке. Пускай большая часть информации окажется ненужной, как и в болтовне двух сплетниц, но какая-то часть обязательно окажется актуальной. Непрерывная благодать с одной стороны и непрестанная молитва с другой стороны.

Притча о сеятеле не о том, что есть люди правильные, в любой момент готовые принять Духа, а есть неканонические людишки, которые родились земляными червями, амхарецами и помрут. Прямо наоборот. Дух Божий приходит и туда, человек одержим похотью, жаждой повелевать, и унынием, приходит и в храм, приходит и в уединение молитвы. Для Духа нет лишних людей, нет неканонических людей. Дух - не охотник с единственным патроном, Дух - ну, воздух же, отсюда и название "Дух". Воздух проникает всюду. Пресс из плюша, а не клизма. Солнце всеосвещающее, а не лазерная указка.

Плодородная земля и каменистая, - они в душе каждого. Притча это затушёвывает именно для того, чтобы каждый устыдился - ведь есть внутри меня плодородная земля, не только же пустырь! Это же притча-проповедь, не социологическое или психологическое исследование.

Не только у Бога неограниченный ресурс, но и у человека. Мы же образ и подобие! И мы можем повернуться к Богу самыми разными своими сторонами - они есть, нужно только перестать их прятать от самого себя. Повернуться и умом, и недоумением, и силой, и бессилием, и радостью, и яростью. Не случайно и как комментарий к этой притче идёт проповедь апостола Павла с призывом давать щедро (2 Кор 9, 6). Скупец даёт так, словно у него в кошельке дыра, куда всё провалилось, ты же давай так, словно у тебя в кошельке дырка в бесконечность. Зло делает вид, что бесконечный ресурс - у него, зло пыжится, прельщает призраком бесконечности, но его бесконечность - тупая, вывернутый наизнанку нуль. Бесконечность же Божия, христианская, царственная - неприметная, как воздух, и всюду, где она, бесплодная земля рождает как чернозем, болото превращается в цветущий луг, а душа, измученная жизнью - в дух, который не в силах замучать даже смерть.

 

 
Ко входу в Библиотеку Якова Кротова